severok1979 (severok1979) wrote,
severok1979
severok1979

Categories:

НОРИЛЬСК ИСТРЕБИТЕЛИ АЛЫКЕЛЬ

         Наконец-то предоставился повод обратиться к одной из любимых тем блоЖЖика - воинским частям Норильска и НПР.
         Участник авиафорума (http://aviaforum.ru/) лётчик-истребитель под ником Letnab137 (Енютин Владимир Николаевич, род. 25.10.1946 г. Курский УАЦ ДОСААФ - 1965 г. АВВАКУЛ- 1968 г., 64 ап, 72 гв ап, 38 К ПВО, 64 ап 68-85 гг.) поделился интереснейшими воспоминаниями о пребывании в Алыкеле истребителей ПВО Су-9 и Ту-128, появившихся там задолго до гораздо более известных МиГ-31 из 57 ГИАП! Истребители входили в 64 ИАП ПВО СССР (в/ч 01297, расформирован в 1998 году), базировавшийся на аэродроме Омск-Северный, расположенном на восточной окраине Омска, вблизи деревни Осташково.
         Текст воспоминаний скомпилирован из нескольких сообщений, но без искажения исходного смысла. Мои уточнения в фигурных скобках {}.

          64-й ап начиная с 1969 года действительно регулярно зимой, а иногда и летом перебазировал одну аэ в Алыкель.
{О военном назначении Алыкеля} Ну это несколько не соответствует истине, вероятнее всего он сразу строился если не гражданским, то в крайнем случае совместного базирования, поскольку поначалу там базировалось транспортной отряд Норильской дивизии ПВО, который потом стал отдельной эскадрильей и для такой авиации ни кто бы аэродром не строил. Осваивать Норильск, как аэродром подскока начал омский полк, а за ним купинский и жана-семейский ещё на Су-9 и с посадкой на лёд озера, для этого на аэродроме Омского аэроклуба ДОСААФ в Марьяновке проходили тренировки с посадкой Су-девятого на грунт, а точнее укатанный снег (как и в Норильске). Перелёт осуществляли по маршруту Омск-Толмачёво-Канск-Подкаменная Тунгуска-Норильск. Когда открыли Алыкель летали и летом, до тех пор пока в Подкаменной после взлёта купинцев (Бугорский Э. В.) не завернулась железка (там полполосы было покрыто железкой). Вернее она вся была железная, но для Су-9 это было только половина. Начинал разбег он с грунта, там же и заканчивал пробег. Ну, а первый перелёт по маршруту Омск-Норильск-Хатанга-Тикси-Якутск-Белая-Омск на Ту-128 омичи сотворили в 1968-м году.
                     В начале 69-го все кто до этого не летал, в том числе и ваш покорный слуга, были посажены в брюхо (иначе не скажешь) самолёта АН-8 (уже мало кто его помнит, ну это практически АН-12 - фюзеляж почти такой же, только два двигателя, наверно из-за того, что лопасти винтов были см на 20 длиннее чем у АН-12 рёв они издавали могучий, и главное отличие - лёд с винтов убирался спиртом, а это очень хорошее отличие). В начале сели в Подкаменной, потом в Норильске на Надежде (был там ещё один грунтовый аэродром примерно посредине между Норильском и Алыкелем). Посадили нас в автобус и повезли сначала на Алыкель, а потом в Норильск (поселили нас прямо в штабе дивизии). А на второй день, как водится на севере, пурга и мы зависли на неопределённое время. Поскольку никаких пунктов питания при дивизии не было на пищевое довольствие нас поставили в ресторан "Таймыр" (а там их было всего два "Таймыр" и "Лама" и находились они на одной улице Ленина в одном квартале друг от друга, причём "Таймыр" дальше от штаба, но у начпрода наверно подвязки с ним были круче). Запомнился наш первый визит на завтрак в ресторан. Утром естественно там никого, кроме нас, ресторан, как говаривал наш Толя Соколов" с гвоздя", в Омске тогда таких не было, ну и мы в своих шваках (унты, нагольные куртка и штаны). Сели, подходит официант - мальчик -на удивление, в городе в основном тогда официантки были женского пола, подаёт такую, всю в бархате книгу- меню, типа ознакомьтесь. Ну мы же ребята бывалые, Вова Стирин говорит: "да что там смотреть-мне гуляш", официант: "вы извините, но у нас таких блюд не готовят"- стыдоба! Ну посмотрели мы то меню, а поскольку расчёт талонами, коих у всех было достаточно много, начали заказывать кто что хотел. Хотя почти все заказали фирменное блюдо - "Оленина по-северному"- прекрасное я вам хочу сказать блюдо, хотя потом живя в Амдерме и пытаясь что-то приготовить из оленины получалось такое дерьмо. В общем просидели мы почти неделю и три раза в день в "Таймыр" (особенно классно вечером, когда там очень не бедный народ гуляет и тут мы), короче единственно что в памяти не отложилось это аэродром - его пришлось осваивать уже через месяц на боевом самолёте, и опять "Таймыр"! В общем летали мы (конечно в разных составах) каждый год и только в конце семидесятых нас "выгнали из "Таймыра" и перевели в ресторан аэропорта, ну а потом транспортная эскадрилья построила свою столовую и в восьмидесятых до ресторанов нас уже не допускали. Бывали и курьёзы, как например однажды в апреле из Омска эскадрилью по тревоге отправили в Норильск, все одеты для +7, а там -35. А потом вечером посыльные ездили по квартирам и собирали зимнее обмундирование, чтобы утром на Ту-124 отвезти в Норильск.Тоже для жён загадка не простая, когда вместо мужа приходит дядя и требует отдать его шмотки.
             А о чём это я? Об аэродроме? Ну ладно в другой раз.

      Из наших предыдущих повествований должно быть ясно что боевой авиации (до 31-х) в Алыкеле "не стояло", стало быть вопрос закрыт. Осваивать север три сибирских полка стали в 65-66 г.г. на самолётах Су-9, тогда Алыкель ещё не работал и садились они на лёд в Нежданном. С 1968 года на Ту-128 мы стали летать уже на Алыкель, поначалу самолёты ставили прямо на перроне аэропорта, других стоянок просто не было и летали не более (но и не менее) шестью экипажами. В период освоения никаких учебно-боевых задач нам не ставилось, просто подбиралась хорошая погода, как правило с середины февраля по середину марта, когда над всей Сибирью безоблачное небо (стоит огромный сибирский антициклон, так наз. Сибирский максимум с центром в р-не Салехарда) и тогда мы попёрли. Надо сказать при такой погоде лететь на любое расстояние - одно удовольствие (штурману), лётчик упирается по полной программе, ведь тогда у нас не было автопилотов и весь полёт два с половиной часа "на руках", хорошо если самолёт толковый, но были и такие, которые практически нельзя было сбалансировать. Правда и радиотехнических средств было -кот наплакал, "Катета" не было даже на своём аэродроме не говоря уже о других, всё таки наша "тушка" немного опередила своё время и наземные средства ещё не были готовы нас обеспечивать в полной мере. Из Омска взлетели, левым курс 5 градусов, немного поговорили со своим КП, потом почти до пересечения Оби тишина в эфире, иногда что-нибудь вякнет Сургут или Колпашево, мы проходим между ними и видят и слышат они нас не очень. Слева внизу Самотлор, на льду буровые вышки, трубопроводы, эстакады- строили для теперешних олигархов нефте и газодобычу, по всей Оби горят факела, сжигают попутный газ ( ночью прекрасный ориентир) и дальше белое безмолвие. Связи нет ни с кем, ориентиров тоже никаких- леса, болота, всё белым бело. Но вот "подплывает" Чёртово озеро, оно очень длинное и извилистое и вытянуто точно поперёк нашего пути. Нам нужно пройти его точно посередине, если нет доворачиваем несколько градусов и "курим" дальше, вот показалась река Таз, она хоть и очень извилиста, но течёт с юга на север почти по линии нашего пути и широкая, что твоя Волга, хотя большинство о ней и не слышали. Наконец в эфире появляется человеческий голос это нас запрашивает Игарка, перекинулись парой фраз, всё равно мы от неё далеко и толком она нас не видит и смотрим вперёд, вот справа появился Енисей, а впереди за ним видна тоненькая чёрная, прямая ниточка - полоса Алыкеля. Обычно лётчики стремятся сразу выйти на её ось, если курс посадки 10 градусов , а мы идём с курсом 5, то это очень просто, ну а дальше снижайся и садись. Потом в Норильске организовывались плановые полёты для тренировок расчётов пунктов наведения, а также расчётов ЗРВ. Вот тут она нас (погода) часто и подлавливала. Уходим к примеру в сторону Диксона, до него 600 и за него ещё 200 и наводят нас друг по другу, а домой пришли, а там жопа (на нашем жаргоне это ну очень плохая погода), а вот тут уже приходится попотеть всем. Местность безориентирная, землю определить практически невозможно, а в "запасе" только АРК и КС. Первая такая подлова была уже в 1969 году, на север ушла вся шестёрка, а через два часа была уже настоящая северная пурга. Первые две пары пришли немного раньше и хоть тоже с трудом, но сели ещё при хоть какой-то видимости, А крайним её уже не хватило совсем. Первым заходит экипаж: подполковник Ростимберский- м-р Самохин, прогудел, полосы не видел, уходит на второй круг, быстро заходит ещё раз- то же самое (запасных нет и никогда там не было) керосина ещё на заход и переходим в десантники, что при такой погоде не лучше чем с самолётом навернуться. Тут подходит экипаж: подполковник Кузьмин- л-т Усовик, дальше со слов Кузьмина: Прошли дальний -полосу не вижу, ближний- не вижу, должна быть полоса - не вижу, вывожу обороты и вдруг слева фонарь- полоса -малый газ, левому стоп и даже не выкатился.С третьего захода сел и Ростимберский. А потом стоят в курилке курят, (Ростимберский никогда раньше не курил) и Ростимберский, как бы ни к кому не обращаясь, говорит:"только идиот может при такой погоде, уже над полосой отсечь один двигатель". А Кузьмин, тоже ни к кому не обращаясь, говорит:"идиот при такой погоде садится с третьего захода при остатке 300 литров". Ну "любили" они друг друга что там говорить. Всё, палец отбил, если интересно попозже продолжу.

     Так вот по мере освоения аэродрома мы стали летать туда чаще, а когда была построена стоянка которую видно на предыдущем снимке и большим составом - до двенадцати экипажей. В том числе и без всякой подготовки - по тревоге. Бывали случаи, когда уже в воздухе лётчики получали команду садиться в Норильске. Однажды нас подняли по тревоге и сразу в воздух, взлетели, КП потащило куда-то на север, кого-то перехватили, потом ПН Сургут передаёт: "вам посадка на монументе", а у лётчиков все аэродромы имеют свой позывной, который все знают, а такого нет, начали между собой совещаться и кто-то вспомнил что это телефонный позывной Норильска, который большинство просто не знало за ненадобностью. К середине семидесятых для нас полёт в Норильск был обычным явлением, к которому все экипажи были готовы постоянно. Также как 356 ап был готов перелететь в Хатангу, а беляки в Тикси или Якутск. Противник наш (теперешний "друг") мог прилететь к нам только с севера - кратчайшее расстояние, вот и ждали его полки в Килп-Явре, Рогачёво, Амдерме, дальше выдвигались мы, а напоследок Анадырь. Таким образом всё северное направление перекрывалось авиацией ПВО, в Алыкеле дополнительно было решение посадить свой полк, для него строили жильё (видно что от него осталось) , такая же картина и в Рогачёво и в Амдерме и в Анадыре, нет ни 64-го ни 350-го ни 356-го полков, да и вообще в ВВС сейчас нет полков, а ПВО вообще нет. Такая вот стратегия.


01. ...тот самый Ли-2 который одним из первых военных самолётов базировался на Алыкель, а потом встал на постамент. А перед ним: слева командир отаэ майор Кузьмин (не тот о котором я писал, тот уже генерал), подполковники Дрожжин и Енютин, майор Лозинский.

02. Алыкель.



03. Алыкель.



04. Омичи на экскурсии по г. Норильск.



05. Омичи на экскурсии по г. Норильск.

Tags: Алыкель, НПР, Норильск, авиация, воинские части, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments