severok1979 (severok1979) wrote,
severok1979
severok1979

Category:

ПОСЁЛОК КАЙЕРКАН

         Продолжаю любимую тему норильских посёлков. Сегодняшний рассказ - про Кайеркан, который до 1982 г. являлся посёлком, с 1982 городом, с 2005 г. является районом г. Норильска.

01. Фрагмент карты 1961 г.
К-53.jpg

02. Фрагмент карты 1980ых гг.
Кайеркан.jpg

03. Предположительно, ул. Шахтёрская.
вероятно Шахтерская.jpg

04. Ул. Шахтёрская, 1960ые гг.
Мегараритет!!! ул.Шахтерская, 60-е г. Террикон.jpg
05. Поликлиника, 1957 г.
Поликлиника 1957.jpg

06. Поликлиника и 11я школа.
11 шк, на месте белого оленя - поликлиника.jpg

07. Универмаг, 1960 г.
Универмаг_1960.jpg

08. Бараки по ул. Школьная, 1960ые гг. Судя по внешнему виду, уже расселённые, т.к. на смену баракам вскоре придут "хрущёвки" и "гостинки".
Раритет!!! бараки по ул. школьная 60-е гг..jpg

09. Долгие годы электричка была основным транспортом на котором можно было уехать в Кайеркан. Год 1968, ул. Строительная.
ЖД станция напротив ул. Строительной_1968.jpg

10. Ожидание электрички.
В ожидании  электрички. Где-то по Строительной.jpg

11. Пионеры на ул. Строительной.
Пионеры на ул. Строительной.jpg

12. Пионеры на фоне углесортировки.
Пионеры на фоне углесортировки.jpg

13. Дорога на Кайеркан. Автобус потеснил электричку.
Дорога на Кайеркан. Террикон еще большой.jpg

14. Ул. Строительная. Обращает на себя внимание уличное покрытие из бетонных плит - сейчас сохранилось? Ну и фонари-осветители прямо на стене пятиэтажки - тоже весьма нестандартно.
Строительная.....jpg

15. Весна 1970 г.
Весна 1970 года. Строительная ул возде жд путей.jpg

16. Ул. Строительная.
Строительная....jpg

17. Ул. Шахтёрская.
Шахтерская....jpg

18. Строится ул. Шахтёрская.
Строится Шахтерская 6.jpg

19. Ул. Шахтёрская, 1970ые гг.
Шахтерская 70-е.jpg

20. Строится д. 19 ул. Школьная.
Строится Школьная 19.jpg

21. В верхнем правом углу виден старый железнодорожный мост ещё в рабочем состоянии.
Старая жд ветка с деревяным мостом.jpg

22. Год 1981.
Вид с террикона.jpg

23. БЕЛАЗ на ул. Первомайская.
Белазы на первомайке.jpg

                  Нижеследующий текст полностью является статьёй Станислава Стрючкова, опубликованной в газете Заполярный вестник.

                  Летом 1940 года одна из многочисленных геологических партий, работавших на Таймыре, вела изыскания в 20 километрах северо-западнее Норильска, на местности, которую называли Кайерканом. При рытье шурфа разведчики наткнулись на мощный пласт угля, но особого значения этому не придали, однако в отчете факт находки зафиксировали. По другой версии, уголь был обнаружен в это же время при изысканиях трассы железной дороги широкой колеи. Как бы то ни было, но через два года, во время Великой Отечественной войны, геологическое управление уже специально направило в район Кайеркана поисковую партию.
         Разведка показала наличие значительного месторождения угля – малозольного, с очень небольшим содержанием серы. Такой уголь мог заменить дефицитный древесный уголь, используемый в технологии получения никеля. Поэтому было принято решение о строительстве кайерканской шахты, в будущем шахты №16/18.

Получили первый уголь
                   В начале 1943 года в Кайеркан направили группу хозяйственников для организации работ. В распоряжении группы была бригада из 25 заключенных, состоявшая наполовину из штрафников, а наполовину из людей пониженной трудоспособности. Первоначально их разместили в действующем лагерном отделении в Каларгоне, неподалеку от места основной работы. Сразу стали строить жилье и хозяйственные объекты. К началу 1944 года Кайеркан превратился в населенный пункт, имеющий два барака, кухню-столовую, дом для вольнонаемных, дом для вооруженной охраны (ВОХР). А также компрессорную, лебедочную, зарядную, вахту, вышку, плотницкую мастерскую, эстакаду, дезкамеру и конюшню.
Первый проект Кайеркана был рассчитан на 400 жителей в уже существующем поселении, и на 3100 человек в новом поселке, планируемом на месте сегодняшнего района.
                    В 1947 году началось строительство грузоподъемника для транспортировки угля на сортировку, а также таких крупных сооружений, как временная углесортировка с бункерами емкостью 150 тонн, электростанция с мощным двигателем – дизелем в 250 кВт. Все генераторы и дизель были импортными.
Строительство углесортировки завершили в конце мая. Первый железнодорожный состав с углем был отправлен в Дудинку 2 июня. Всего в 1947 году в Кайеркане добыли 42 070 тонн угля.
                  Работали здесь, как уже было сказано, в основном заключенные. Лагерное отделение активно пополнялось новой рабсилой, однако вновь прибывшие в большинстве своем не имели квалификации ни шахтеров, ни строителей, что сказывалось на производительности труда. Так, до сентября 1948 года производительность в эксплуатации доходила до 1,15 тонны угля на одного трудящегося, а затем упала до 0,75 тонны и только с мая 1949 года поднялась выше одной тонны.
                  Кайеркан и Каларгон считались наиболее страшными отделениями Норильлага. Смертность на производстве в этих лагерях была особенно высокой, и заключенные боялись сюда попасть. Из-за плохой вентиляции и скопления в шахтах метана угольщики постоянно рисковали жизнью. Кроме того, выработки иногда затапливало. К особенно тяжелым условиям труда добавьте отсутствие социальной инфраструктуры, даже у вольнонаемных…
                  До 1951 года кайерканский уголь добывали преимущественно вручную, в шахтах использовали лошадей. Позднее стали применять углепогрузочные и врубовые машины, значительно облегчившие труд людей.
                  После смерти Сталина, в 1953 году, была проведена амнистия заключенных, в результате которой количество занятых на кайерканских выработках значительно сократилось. Добыча угля велась с перебоями. Конец 1954-го и весь следующий год характеризовались большой текучестью кадров – как заключенных, так и вольнонаемных. В августе 1956 года ликвидировали Норильлаг, соответственно, и лагерь в Кайеркане, который являлся главным поставщиком рабочей силы. Потребовалось изменить весь механизм функционирования шахт.

Открыли сберкассу и поселковый совет
                  К весне 1949 года в Кайеркане имелось уже 30 лагерных бараков, девять домов для вольнонаемных, здание военизированной пожарной охраны, здание ВОХР, лесосушилка, гараж, баня, контора, ламповая, механический цех, две электростанции, главный вентилятор шахты №18, углесортировка, собачий питомник и ряд мелких зданий, балков, пристроек. А медицинских и учебных учреждений не было. Так, до 1953 года кайерканские дети в школу ездили в Норильск.
                  В том же году началось строительство клуба и первого двухэтажного жилого дома. Но основным жильем оставались самостройные балки, учтенные даже в проекте развития поселка. Первые улицы здесь назвали Главная, Набережная и Школьная.
                  В июне 1956 года прибыл первый пароход с вольнонаемными рабочими, для которых срочно переделывались под жилье лагерные бараки. Балки и холодные постройки тоже переоборудовали под временные жилые помещения, “одноэтажные деревянные дома облегченного типа с пониженной степенью благоустройства”, как значилось в документах.
                  В 1956 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР Кайеркану был присвоен статус рабочего поселка, а 3 марта 1957 года появился поселковый совет. Вместе с ним были созданы загс, военный и паспортный стол, милиция. Почта и сберкасса появились раньше, еще в начале 1955 года.
                 7 мая 1957 года земля и здания Кайеркана ощутили первый взрыв: на угольном месторождении начались вскрышные работы. Этим взрывом проложили траншею с целью изменить направление ручья Кайерканский, чтобы он не мешал запланированным работам. Так началось строительство первого в Заполярье угольного разреза, который был сдан в эксплуатацию в 1962 году.

Построили “Надежду”
                  В конце 50-х годов Кайеркан активно строился, и жители переселялись в новые, каменные дома, освобождая бывшие бараки и деревянные постройки. В сентябре 1959 года все население “старого Кайеркана” перебралось в новостройки. Бывшие жилые помещения старого поселка передали под хозяйственные нужды. 15 октября был сдан в эксплуатацию первый пятиэтажный дом, в нем разместилось общежитие.
                  Растущий Кайеркан все больше нуждался в автомобильном сообщении с Норильском, да и Норильску нужно было приблизить к себе Кайеркан. Существовавшую между двумя населенными пунктами грунтовую дорогу в 1960 году передали цеху механизированной снегоборьбы комбината, который отремонтировал мосты и расширил проезжую часть.
                 В конце 60-х в связи с подготовкой перехода энергетики Норильска на природный газ необходимость в угле заметно снизилась. Большинство шахт пришлось закрыть, продолжал действовать только Кайерканский угольный разрез, обеспечивая углем небольшие технологические нужды заводов. Пятитысячный поселок начал терять численность и перспективы.
                 Вторую жизнь Кайеркану дало строительство Надеждинского металлургического завода. Поселок оказался в относительной близости от гигантской стройки, и в нем поселились сначала строители “Надежды”, а затем и металлурги НМЗ. Для них построили кварталы современных жилых зданий, создали необходимую инфраструктуру.
                 В 1982 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Кайеркан преобразован в город районного подчинения, а Кайерканский городской совет народных депутатов был передан в административное подчинение Норильскому городскому совету.
                 Сегодня Кайеркан – один из районов Норильска. В нем проживает около 30 тысяч человек.

Пы. Сы.
Сам Кайеркан почти не знаю, поэтому за точность атрибутации фото ручаться не могу. Руководствовался названиями файлов, которые мне высылали по эл. почте.
Tags: ГОРЛАГ, Кайеркан, НПР, Норильлаг, история, карты, норильские поселки, статья, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →